Стратегия развития системы образования в Российской Федерации на период до 2036 года с перспективой до 2040 года разрабатывается по поручению Президента РФ Владимира Путина.
В Государственной Думе прошел «правительственный час» на тему «О разработке Стратегии развития образования в Российской Федерации».
Состоялись выступления председателей профильных комитетов, представителей фракций. В дискуссии приняли участие заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко, Министр просвещения Сергей Кравцов, Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, глава Федерального агентства по делам молодежи Григорий Гуров. Также к участию в обсуждении были приглашены представители ректорского и научного сообществ, эксперты в области образования.
Для подготовки к «правительственному часу» была создана рабочая группа под руководством Первого заместителя Председателя ГД Ивана Мельникова. В нее вошли заместители Председателя ГД Петр Толстой, Анна Кузнецова, Борис Чернышов и руководители 11 комитетов. Рабочая группа была образована по инициативе Председателя Государственной Думы Вячеслава Володина.
В режиме ВКС приняли участие в дискуссии представители исполнительных и законодательных органов всех 89 субъектов Российской Федерации.
Повышение авторитета педагога
Незыблемость воспитания в школе, обновление образовательной инфраструктуры, развитие детского отдыха и повышение статуса учителя — основные базовые принципы Стратегии развития образования в России, считает Министр просвещения Сергей Кравцов.
«Мы должны создать все условия, чтобы педагог мог самореализоваться, повышать квалификацию в проверенных учреждениях и в максимально современной безопасной среде передавать эти знания школьникам», — подчеркнул глава Минпросвещения.
Он напомнил о принятых законах, направленных на защиту чести и достоинства педагогов и ограждение от избыточной бюрократической нагрузки. «К сожалению, не всегда нормы закона работают в полной мере. Также стоят задачи, и они будут отражены в Стратегии, по повышению оплаты труда педагогов, снижению нагрузки», — добавил Сергей Кравцов.
Кроме того, Министр сообщил, что подготовлен законопроект, ограждающий систему образования от фиктивной переподготовки учителей. «Прошу, коллеги, поддержать этот законопроект», — обратился он к депутатам. Сергей Кравцов пояснил, что, в частности, предлагается создать реестр государственных учреждений и программ, «где подготовку могут проходить только учителя», а также планируется осуществление контроля за качеством подготовки.
С 1 сентября 2026 года российские школы перейдут на новые государственные учебники по таким предметам, как история, обществознание и основы духовно-нравственной культуры России. «Вчера мы получили рукопись учебника по обществознанию для 10–11 классов. И с 1 сентября 2026 года мы переходим на единые государственные учебники мировоззренческих предметов», – сообщил Сергей Кравцов. Он отметил, что при составлении учебников были учтены ошибки прошлых лет.
«Очень важно не повторить ошибок 1990 годов, когда нам стали навязывать чуждые ценности, упрощать содержание образования и разрушать подготовку учителей. В результате, как пример, в школе было 100 учебников по математике, 54 учебника по истории. Дошло до того, что ученики могли не изучать, например, Сталинградскую битву или блокаду Ленинграда», – пояснил Министр.
Исключить ускоренную переподготовку учителей
Вячеслав Володин обратил внимание на то, что на сегодняшний день в интернете можно найти большое количество объявлений об ускоренной переподготовке учителей по различным предметам.
«На сегодняшний день все это находится в дистанционной сфере обучения. Причем утром — деньги, вечером привезут это свидетельство; понятно, какой будет учитель, и с чем мы должны бороться», – добавил Председатель ГД.
Вячеслав Володин призвал отреагировать на проблему руководство профильных министерств – Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования РФ, и совместно найти решение.
Воспитание — неотъемлемая часть образования
Как отметил руководитель Федерального агентства по делам молодежи Григорий Гуров, в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса, который должен способствовать укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей среди подрастающего поколения.
Важной составляющей воспитательной работы становится как раз среда, которая окружает детей и молодежь, считает глава Росмолодежи.
«Безусловно, огромное внимание следует уделять и цифровой среде, в которой молодежь проводит сейчас все больше времени. И конечно, неизбежно меняется структура потребления информации. Недостоверная информация, участившиеся случаи травли в сетевом пространстве и агрессивного поведения требуют от нас слаженных решений и совместных действий», — добавил Григорий Гуров.
Говоря о рисках цифровизации образования, заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко подчеркнул, что искусственный интеллект не заменят живого контакта ученика и учителя.
«Без такого взаимодействия не возможна ни качественная подготовка, ни воспитание. И, конечно, блага цифровизации надо использовать, но цифровые инструменты и искусственный интеллект никогда не должны подменять учителя и помогать в учебном процессе только, высвобождая учителю время для наставничества и для воспитания. Я прошу Минпросвещения и Миноборнауки внести это положение в стратегию на уровне основных принципов», — сказал он.
Председатель Государственной Думы Вячеслав ВолодинПредседатель Государственной Думы Вячеслав Володин Заместители Председателя Государственной Думы Виктория Абрамченко и Александр БабаковЗаместитель Председателя Государственной Думы Анна КузнецоваСтатс-секретарь - заместитель Министра обороны РФ, Председатель государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» Анна ЦивилеваСтатс-секретарь - заместитель Министра обороны РФ, Председатель государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» Анна ЦивилеваПредседатель Государственной Думы Вячеслав ВолодинСтатс-секретарь - заместитель Министра обороны РФ, Председатель государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» Анна ЦивилеваПервый заместитель Председателя Комитета по просвещению Яна Лантратова и Председатель Комитета по просвещению Ирина БелыхПредседатель Комитета по культуре Ольга КазаковаПервый заместитель Председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай КоломейцевПредседатель Комитета по обороне Андрей КартаполовПредседатель Комитета по обороне Андрей КартаполовПредседатель Комитета по обороне Андрей КартаполовРектор МГУ им.М.В.Ломоносова Виктор СадовничийПредседатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей БоярскийСтатс-секретарь - заместитель Министра обороны РФ, Председатель государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» Анна Цивилева и Председатель Комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина ОстанинаЗаместитель Председателя Комитета по международным делам Ирина РоднинаПервый заместитель Председателя Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Вячеслав Фетисов и Первый заместитель Председателя Комитета по международным делам Светлана ЖуроваСтатс-секретарь - заместитель Министра обороны РФ, Председатель государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» Анна ЦивилеваЗаместитель Председателя Государственной Думы Петр Толстой и Первый заместитель Председателя Государственной Думы Александр ЖуковПредседатель Комитета по финансовому рынку Анатолий АксаковЧлен Комитета по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин, заместитель Председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Марина Оргеева и заместитель Председателя Комитета по просвещению Ирина ИвенскихПервый заместитель Председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Ирина Панькина и Председатель Комитета по экономической политике Максим ТопилинПервый заместитель Председателя Комитета по физической культуре и спорту Борис Иванюженков и член Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Николай ИвановМинистр просвещения РФ Сергей КравцовПредседатель комиссии Общественной палаты РФ по просвещению и воспитанию Наталья Кравченко Министр просвещения РФ Сергей КравцовМинистр науки и высшего образования РФ Валерий ФальковМинистр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко и Министр науки и высшего образования РФ Валерий ФальковГлава Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) Григорий ГуровЗаместители Председателя Государственной Думы Борис Чернышов и Владислав ДаванковРектор МГУ им.М.В.Ломоносова Виктор СадовничийПрезидент Российской академии образования Ольга ВасильеваМинистр просвещения РФ Сергей КравцовПредседатель Государственной Думы Вячеслав Володин и Первый заместитель Председателя Государственной Думы Иван МельниковЗаместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий ЧернышенкоЗаместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий ЧернышенкоЗаместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий ЧернышенкоЗаместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий ЧернышенкоПредседатель Комитета по науке и высшему образованию Сергей КабышевРуководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов и заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий ЧернышенкоМинистр просвещения РФ Сергей КравцовПредседатель Комитета по контролю Олег Морозов, заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, Министр просвещения РФ Сергей Кравцов и заместитель Председателя Государственной Думы Петр Толстой
Обеспечение конкурентоспособности системы образования
Минобрнауки подготовило изменения в закон об образовании для перехода на новую модель высшего образования, в феврале начинается общественное обсуждение проекта, сообщил Министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
По его мнению, бакалавриат в России по многим направлениям так и не стал самодостаточным образованием, которое понимают и признают работодатели.
«В бакалавриате студенты осваивают программу без конкретной специализации и получают в результате обобщенную квалификацию. Сегодня это требует массового доучивания в магистратуре. В будущей системе мы вводим новый единый уровень — высшее образование. Перейдем к подготовке полноценных специалистов. Как правило, в один такт — например, это будет квалификация: горный инженер, учитель, историк, молекулярный биолог и так далее», — уточнил Министр.
Вместе с университетами и работодателями Минобрнауки также разрабатывает новый перечень специальностей, отвечающий растущему спросу на принципиально новых специалистов.
«Мы обновляем государственные образовательные стандарты. Сейчас уже разработали и обсуждаем макет такого стандарта. В основе него будет фундаментальное профессиональное социально-гуманитарное ядро — принципы, которые положены в разработку стандарта. К ним относятся: обязательное увеличение практической подготовки и гибкость, то есть возможность подстраивать образование на старших курсах под потребности рынка труда, работодателя и конкретного студента», — пояснил Валерий Фальков.
По словам главы Союза ректоров России, ректора МГУ им. М. В. Ломоносова Виктора Садовничего, дипломированные специалисты из СССР и России всегда имели более высокий уровень квалификации, чем европейские и американские бакалавры. Важно оформить это при формировании новой системы высшего образования и приравнивать специалистов к магистрам, считает он.
«Наша задача не реформу провести, а из всего множества идей и предложений выбрать только те, которые будут работать на достижение национальных целей, обеспечить конкурентоспособность нашей системы образования. Новая Стратегия развития образования должна опираться на лучшие традиции отечественного, прошлого образования, накопленный уже позитивный опыт и, конечно, приоритеты развития страны. Она должна учитывать интересы всех участников образовательного процесса», — добавил ректор МГУ им. М. В. Ломоносова.
Президент Российской академии образования Ольга Васильева обратила внимание на кадровый голод в системе образования. По ее словам, сегодня 44 % педагогов — специалисты старше 55 лет, в то время как число молодых специалистов (до 35 лет) составляет всего 22,59 %.
«Что нужно для того, чтобы решить эту проблему, важнейшую проблему подготовки учителей? Программа «специалитет» для будущих учителей. И самое важное – перераспределение часов в учебном плане. Мы должны увеличить педагогические базовые дисциплины, такие как методика и дидактика, потому что на сегодняшний день их в процентном соотношении не хватает и очень мало», — добавила она.