До XIX века в России не существовало системы всеобщего базового образования. Ситуация изменилась после крестьянской реформы 1861 года, когда школы для крестьян начали открываться повсеместно. Однако в то время специальные парты для учеников еще не были разработаны, и дети сидели за простыми столами на лавках. Изобретение школьной парты, представляющей собой цельную конструкцию, стало важным шагом к созданию эргономичной мебели для обучения.
Первые чертежи парт с наклонной столешницей были разработаны швейцарским доктором Фарнером в 1860-х годах. Эти парты были вдохновлены высокими наклонными столами, которые использовались писцами с эпохи Возрождения.
Гигиенист Фёдор Эрисман, который также родился в Швейцарии и приехал в Россию после женитьбы, заинтересовался конструкцией, позволяющей ученику сидеть в заданной позе. После обследования сотен учеников 15 гимназий он заметил, что у многих из них развиваются проблемы со зрением и позвоночником. В 1870 году, в возрасте 28 лет, он опубликовал свое исследование и разработал собственный проект парты, учитывающий удобство при письме и чтении.
Эта прочная и жесткая мебель сочетает в себе стол и скамью, причем столешница имеет наклон, позволяя ученику сидеть ровно и видеть учебные материалы под правильным углом. Спинка скамьи поддерживает поясницу, а под столом расположена подставка для ног. Такая конструкция способствует правильной осанке, что особенно важно для школьников разных ростов.
Парты Эрисмана изготавливали из дуба, что обеспечивало их прочность, а специальная система соединений делала их устойчивыми к повреждениям. Однако одноместные парты было сложно компактно разместить в классах.
В 1887 году учитель Пётр Коротков, сосланный на Урал за свои взгляды, предложил инновационное решение, объединив парты в пары и добавив удобства, такие как полочки для книг и крючки для портфелей. На Сибирско-Уральской выставке в Екатеринбурге он получил диплом и патент за свою разработку.
Парты Эрисмана и Короткова стали стандартом школьной мебели на долгие годы. Сегодня специалисты призывают вернуть классические парты в учебные заведения с наклоном столешницы от 7 до 15 градусов для младших классов. Учитывая современные тенденции, многие компании предлагают улучшенные варианты, которые могут регулироваться в зависимости от роста ребенка. Правильная парта, несомненно, способствует формированию здоровой осанки и хорошего зрения у выпускников. В Варшаве и Воронежской области установлены памятники, посвященные этой школьной мебели.